Организация безбарьерной среды

строймост46.рф

К НОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ — БУДЬТЕ ГОТОВЫ!

Внимание государства к проблемам инвалидов усиливается — в частности, корректируются требования по обеспечению доступности объектов и предоставляемых услуг. Узнаем, к чему должен быть готов руководитель объекта социальной инфраструктуры в ближайшей перспективе.

Госдума в первом чтении приняла проект федерального закона N 480719-6, вносящий изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. Проект, среди прочего, затрагивает деятельность учреждений и организаций социальной сферы. Предполагается, что положения закона вступят в силу с 01.01.2016.

Что будут обязаны сделать органы власти?

Изменения прежде всего коснутся функций и обязанностей органов власти всех уровней. К функциям прибавляется установление условий обеспечения доступности для инвалидов на подведомственных объектах. Обязанности будут дополнены разработкой порядка обеспечения условий доступности и самим обеспечением.

Соответствующие изменения будут внесены, в частности, в Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1, Федеральные законы от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле», от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В течение 6 месяцев после вступления закона в силу Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ должны будут привести свои нормативные правовые акты в соответствие с принятым законом.

Будет определен переходный период, в течение которого органы власти утвердят и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по улучшению доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки указанных мероприятий определит Правительство РФ.

В течение 6 месяцев после вступления закона в силу органы власти должны будут включить в административные регламенты предоставления государственных или муниципальных услуг требования по обеспечению условий доступности государственных и муниципальных услуг для инвалидов.

В каких помещениях будут предоставляться госуслуги?

С принятием законопроекта требования доступности для инвалидов будут применяться и к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залам ожидания, местам для заполнения запросов, информационным стендам — соответствующие поправки будут внесены в п. 12 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Библиотеки станут доступнее. Что изменится?

Согласно предлагаемым поправкам к Федеральному закону N 78-ФЗ слепые, слабовидящие и лица с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию получат право на библиотечное обслуживание и работу с документами в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных и других общедоступных библиотеках.

Как изменится оснащение медорганизаций?

Статью 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регулирующую доступность и качество медицинской помощи, предполагается дополнить требованием об оснащении медорганизаций оборудованием для оказания медпомощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Как музеи адаптируются под потребности инвалидов?

На официальном сайте Минкультуры размещен проект приказа об установлении порядка обеспечения для инвалидов условий доступности музеев. Порядок обеспечения для инвалидов условий доступности музеев, предлагаемый этим проектом к утверждению (далее — порядок), разработан в соответствии с пп. «c» п. 1 ст. 30 Конвенции о правах инвалидов, ст. 35 Федерального закона N 54-ФЗ.

Порядок определяет минимальные требования, стандарты и руководящие ориентиры, направленные на обеспечение доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, доступность информации о музеях посредством информационно-коммуникационных технологий и систем.

Собственнику (пользователю) музея будет вменена обязанность обеспечить доступность для инвалидов музейных предметов и музейных коллекций, которые доступны для широкой публики. Под обеспечением доступности понимаются меры по выявлению и устранению препятствий (барьеров), мешающих доступу инвалидов в музеи наравне с другими лицами.

Предполагается, что действие порядка будет распространяться на юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области эксплуатации и содержания музеев, организации работы музеев (в том числе на уполномоченные вышестоящие органы), составления задания на проведение работ по капитальному ремонту или реконструкции зданий (помещений) музеев.

В проекте указано, что нормы порядка могут не применяться, если обеспечение доступности может оказать негативное воздействие на состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций. В этом случае собственник (пользователь) музея обязан обеспечить доступ к музейным предметам и музейным коллекциям в дистанционном режиме при помощи соответствующего интернет-ресурса, предусмотрев в нем версию для слабовидящих.

Инвентаризацию музеев, музейных предметов и музейных коллекций, к которым возможно обеспечение доступа инвалидов, должны будут провести органы государственной власти РФ, уполномоченные в области организации и развития деятельности музеев и музеев-заповедников.

Условия обеспечения доступа инвалидов к музейным предметам и музейным коллекциям устанавливает собственник (пользователь) музея. Эти условия должны будут включать следующие основные требования обеспечения доступности музеев для инвалидов:

— обеспечение возможностей самостоятельного передвижения инвалидов по территории, в том числе с использованием кресел-колясок, специальных подъемных устройств, кратковременного отдыха в сидячем положении, а также надлежащее размещение оборудования и носителей информации;

— дублирование текстовых сообщений голосовыми, оснащение помещений и предметов знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и в легко читаемой понятной форме, указателями разных форматов, тактильными средствами, выполняющими предупредительную функцию на покрытии, поручнями, дублированием систем информационных указателей и знаков с помощью электронных систем ориентирования;

— сопровождение инвалида, имеющего стойкие нарушения функции зрения, сотрудником музея, ознакомление с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, допуск тифлосурдопереводчика;

— допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего специальное обучение животного, в случае если экспозиционные площади музеев располагаются на открытых площадках или в помещениях, позволяющих осуществлять такой допуск;

— дублирование голосовой информации текстовой, надписями и (или) световыми сигналами, допуск сурдопереводчика.

В проекте приказа указано, что если основные условия доступности могут быть созданы несколькими способами, то собственник (пользователь) музея обязан использовать каждый из этих способов.

Если музей невозможно будет полностью приспособить для нужд инвалидов, собственник (пользователь) музея должен будет принять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Такие меры необходимо согласовать с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих деятельность на территории, где расположен музей.

На сайтах, содержащих информацию о музеях, в том числе на сайте собственника (пользователя) музея, должна быть предусмотрена версия для слабовидящих.

Доступность спортивных сооружений

Для создания доступной среды для инвалидов Минспорт разработал Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов. Документ включает рекомендации по обеспечению общей доступности объектов спорта, обеспечению доступа спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к физкультурным и спортивным мероприятиям, а также по предоставлению информации указанным категориям.

В частности, рекомендуется создавать на объектах спорта специальную парковку для транспорта инвалидов, зону выгула для собак-проводников, особые акустические условия в зоне регистрации и др.

Вход в объект спорта рекомендуется четко выделить на фоне фасада, при этом выделение входа поддерживать с помощью цвета, освещения и указателей. Вход должен быть оборудован ровной площадкой непосредственно перед входной дверью, чтобы обеспечить доступ для инвалидов-колясочников. Рекомендуется избегать использования круглых дверных ручек, потому что они трудны в эксплуатации для инвалидов. Особое внимание стоит уделить подъемникам, которыми могут быть оборудованы раздевальные. Для многих спортсменов-инвалидов в процессе пересадки из кресла-коляски и на него может потребоваться подъемник, расположенный в раздевальной.

Места для размещения инвалидов из числа зрителей-колясочников рекомендовано располагать равномерно в различных секторах трибун, чтобы зрители могли выбрать желаемый сектор обзора арены и ценовую категорию билетов.

При создании средств информации рекомендуется учитывать потребности инвалидов с нарушением слуха и зрения. При проведении физкультурного или спортивного мероприятия для помощи инвалидам с сенсорными нарушениями рекомендовано на объектах создать понятную систему информационных знаков и указателей.

Там, где это целесообразно, рекомендуется использовать указатели и информационные знаки в следующих форматах: визуальный формат, рельефный шрифт и шрифт Брайля, звуковой формат; желательно размещать указатели на русском и английском языках. Для инвалидов с нарушением слуха рекомендуется предусмотреть наличие вспомогательных слуховых устройств, службы сурдопереводчиков.

На сайте Минспорта также размещены проекты стандартов организации (СТО) по повышению доступности для инвалидов. Один проект — Требования обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения для занятий паралимпийскими и сурдлимпийскими видами спорта, устанавливающие общие и специальные требования к обеспечению доступности спортивных сооружений, предназначенных для занятий паралимпийскими и сурдлимпийскими видами спорта. Проекты двух других СТО касаются требований к оснащению специальным спортивным оборудованием и инвентарем для занятий паралимпийскими и сурдлимпийскими видами спорта и устанавливают перечень оборудования, инвентаря и экипировки для зон проведения соревнований и учебно-тренировочного процесса спортивных сооружений и требования к таким оборудованию, инвентарю и экипировке.

Безбарьерная среда в образовательных организациях

Создание в общеобразовательных организациях безбарьерной образовательной среды, необходимой для обеспечения полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс, является одним из стратегических направлений развития образования. Под него предусмотрены отдельные основные мероприятия, обозначенные в Госпрограмме РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы (далее — Госпрограмма).

Для решения проблемы доступности образования уже реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. За 2009 — 2011 гг. системой были охвачены более 70% от общего числа детей, которым это показано.

Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся в не являющихся специальными (коррекционными) классах общеобразовательных организаций, в общей численности детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях, является Одним из целевых индикаторов Госпрограммы и входящих в нее подпрограмм. Именно этот показатель характеризует доступность образовательных услуг для детей-инвалидов.

В результате реализации Госпрограммы всем детям-инвалидам будет предоставлена возможность освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного образования и электронного обучения.

В целях создания безбарьерной среды обучения для инвалидов кроме развития программ дистанционного обучения предусмотрены также подготовка и повышение квалификации специалистов для сопровождения спецобучения, развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, методическая поддержка реализации дистанционных общеобразовательных программ, реализация мероприятий по обучению детей-инвалидов по адаптивным образовательным программам.

Модернизация инфраструктуры системы образования также будет направлена на создание безбарьерной среды, необходимой для обеспечения полноценной интеграции детей-инвалидов, которым это показано, в образовательный процесс.

Субъекты РФ должны будут реализовать программы обеспечения качественного образования для инвалидов, включающие меры по созданию безбарьерной среды, развитию инфраструктуры и технологий дистанционного обучения.

Цели и задачи Госпрограммы взаимосвязаны с целями и задачами ряда других госпрограмм, в первую очередь Госпрограммы «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы (в части формирования условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам образования для инвалидов).

Согласно данной Программе увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций должна увеличиться до 20% к 2016 г. (с 2,5% в 2010 г.).

Кроме того, субъекты РФ (муниципальные образования) на условиях софинансирования должны участвовать в реализации мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным оборудованием, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом.

Минобрнауки должно разработать методические рекомендации и предложения по внедрению механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий детей-инвалидов, в частности по созданию безбарьерной школьной среды, а также методические материалы с рекомендациями по внедрению моделей реализации индивидуальной программы обучения детей-инвалидов.

Штрафы за нарушение прав инвалидов

11.07.2012 Минздравсоцразвития разместило в Интернете законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации». Предполагается системно решить вопрос об Упорядочении правового регулирования контроля и надзора за соблюдением норм законодательства по обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры, транспорта, связи и информации.

Так, согласно изменениям, вносимым в КоАП РФ, штраф за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры будет увеличен с 20 — 30 тыс. руб. до 50 — 100 тыс. руб.

Оцените статью
Добавить комментарий