Какие есть стили архитектуры

Готика – один из наиболее выдающихся стилей архитектуры, вызывающий у любого чувство неловкости и трепета. Ужасающе величественные сооружения восхищают каждого, кто их увидел.

Готическая архитектура начала развиваться в средние века на основе романской архитектуры. Для готических сооружений, которыми в большинстве являются соборы и храмы, характерны огромные арки с заостренным верхом, украшение фасада различными резными деталями, высокие башни, узкие колонны и, конечно же, прекрасные витражи.

Самые знаменитые памятники готической архитектуры

Собор Святого Стефана в Вене считается одним из самых монументальных зданий. Строительство собора началось в начале XII века, но пожар 1258 года разрушил собор практически до основания. Только в 1511 году Собор Святого Стефана был закончен благодаря стараниям Антона Пильграма.

Собор в Линкольне был перестроен из норманнского собора. Строительство собора заняло белее ста лет, некоторые части собора до сих пор сохранили черты первоначально здания. После землетрясения 1185 года собор был перестроен.

Собор в Кельне был заложен в 1248 году. Собор строился невероятно медленно, а в 1450 году его строительство и вовсе было остановлено. Лишь в 1842 году было принято решение о возобновлении строительства, которое было закончено в 1880 году. Стоит отметить, что собор сложно назвать совершенно законченным, его доделывают до сих пор. Во многом это связано с необычной легендой. Архитектор Кельнского собора, осознав, что он не в силах закончить столь монументальное строение, пригласил на помощь дьявола. Дьявол согласился помочь архитектору, но когда собор будет закончен и последний камень встанет на место, наступит конец света. Чтобы избежать осуществления угрозы, собор постоянно переделывают.

Первый камень был заложен в 1221 году, однако полностью завершить строительство памятника готической архитектуры удалось лишь в XIX веке. Собор представляет собой могучий корабль, увенчанный каменным кружевом.

Собор в Толедо является одним из крупнейших в Европе. Построенный в 1226-1493 годах, собор стал центром католической веры в Испании. Во многом именно поэтому собор утратил некоторые черты готического стиля, но приобрел множество необычных элементов из других архитектурных стилей.

Миланский собор считается одним из самых значимых творений готической архитектуры. Первый камень был заложен в 1386 году, строительство собора было завершено в XIX веке. Интересно, что собор был возведен из ценнейшего кандолийского мрамора, а не из привычного красного кирпича.

Собор Парижской Богоматери считается одним из самых знаменитых памятников готической архитектуры, воспетый самим Гюго. Строительство собора началось в 1163 году и закончилось в середине XIV века. В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства – терновый венец Иисуса Христа. Собор строился на деньги короля, епископов, простых граждан и даже проституток, обещавшим, что их дар останется в тайне.

Реймский собор можно смело назвать вершиной французской готической архитектурой. Прекрасно сохранившийся собор гордо демонстрирует посетителям первоначальное убранство и великолепные витражи.

Строительство готического собора началось в 1344 году и завершилось в XX веке. Первый храм на месте собора был построен еще в 925 году, маленькая церковь была посвящена святому Виту.

Представьте, что вы отправились в путешествие в другую страну. Без культурной программы и туристических маршрутов не обойтись, иначе какой смысл вообще куда-то ехать. Можно, конечно, закрыться в отеле на время всего отпуска и отлично проводить дни, традиционно лежа в кровати..

Если же вы заранее подготовитесь к поездке и изучите традиции страны, в которую отправляетесь, то чужая культура станет намного понятнее. Как насчет того, чтобы научиться отличать архитектурные стили и поставить еще одну галочку в список своего самообразования? Помимо этого, вы сможете произвести впечатление на девушек, и это будет намного эффективнее, чем, например, навык отличать сорта пива с закрытыми глазами.

Вообще, архитектурные стили – довольно запутанная и сложная тема для новичка, и если вы не хотите изучать скучную литературу, мы предлагаем вам упрощенный гайд по мировой архитектуре (да простят нас профессиональные архитекторы).

1. Классицизм

Классицизм – это оплот симметричности, строгости и выпрямленности. Если видите что-то похожее, да еще и с круглыми длинными колоннами – это классицизм.

2. Ампир

Ампир – это когда классицизм решил стать пафосным до невозможности, да еще и стремится быть выше.

3. Сталинский ампир

Конечно же, вождю всех народов – товарищу Сталину – в обычном ампире недоставало пафоса и торжественности, и, чтобы показать мощь СССР во всей красе, этот стиль был возведен в куб. Так появился сталинский ампир — архитектурный стиль, который пугает своей колоссальностью.

4. Барокко

Барокко – это когда здание похоже на пироженку со взбитыми сливками, часто украшенную золотом, каменными скульптурами и витиеватой лепниной, которая отчетливо говорит свое «фи!» классицизму. Этот архитектурный стиль распространился по всей Европе, в том числе был перенят русскими архитекторами.

5. Рококо

Если вам показалось, что здание проектировала женщина, и на нем присутствует много всяких рюшечек и бантиков, покрытых золотом – это рококо.

6. Ультрабарокко

Если вы смотрите на здание и от обилия лепнины и скульптур перестаете понимать, что происходит вокруг, то можете быть уверены – это ультрабарокко. Главное – не потерять сознание при созерцании такой красоты.

7. Русское барокко

Русское барокко – это уже не пироженка, это настоящий торт, расписанный под хохлому.

8. Псевдорусский стиль

Псевдорусский стиль – это когда попытался «закосить» под древность, но перестарался и слишком богато все украсил.

9. Неоготика

Неоготика – это когда боишься порезаться о здание от одного взгляда на него. Тонкие длинные шпили, оконные проемы и боязнь уколов.

10. Готика

Если смотришь на здание и опасность порезаться меньше, а в центре у него круглое окно или витраж с башнями по бокам – это готика. На лепнине таких зданий в архитектурном стиле часто любят помучить всяких грешников и прочих асоциальных личностей.

11. Ар-деко

Ар-деко – это когда при взгляде на здание в голове у вас заиграли старые американские песни, исполненные Фрэнком Синатрой, а по улицам начали ездить воображаемые автомобили из 60-х годов.

12. Модернизм

Здесь все просто. Модернизм в архитектурном стиле – это дом из будущего, но построен с нотками ностальгии по прошлому.

13. Модерн

По модерну в архитектуре можно изучать античную историю. Очень много мелочей и проработанных деталей, которые в совокупности представляют собой цельную композицию.

14. Конструктивизм

Конструктивизм в архитектурном стиле – это когда любители цилиндров и других строгих геометрических фигур начинают строить дома. Ставят какую-нибудь трапецию или цилиндр и прорезают в ней окна.

15. Деконструктивизм

Если вы смотрите на здание и видите, что его совсем-совсем сломали, изогнули и сморщили – это деконструктивизм. Настоящий геометрический ад для перфекциониста.

16. Хай-тек

Хай-тек архитектура включает в себя постройки, где много стекла, бетона, все прозрачное, зеркальное и блестит на солнце. Максимум геометричности, строгости и угловатости.

17. Постмодернизм

Постмодернизм – это когда смотришь на здание, как на «Черный квадрат» Малевича и не понимаешь, что хотел сказать автор, как ему разрешили это построить и почему не лечили от наркотической зависимости. Впрочем, в таких причудливых формах тоже есть свои плюсы.

Конечно, профессиональные архитекторы могут посчитать такой топ архитектурных стилей кощунственным и вообще обидеться, но сделайте скидку тем, кто не так хорош в истории и определении стилей. В конце концов, автомобильный механик тоже будет снисходительно улыбаться, глядя на то, как архитектор пытается определить, с какой стороны подойти к коленчатому валу.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu — вершина) — храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон — означает в переводе «большой зал» — дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. — получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Основные постройки той эпохи — храм — крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Архитектура: основные стили

Архитектура (или зодчество) – с греческого – «мастер строить».

1) Постройки (здания и сооружения), окружающие человека в жизни и созданные его руками.

2) Искусство проектировать и строить здания и сооружения по законам красоты.

Древнегреческая архитектура

Всякое архитектурное сооружение имеет четкий конструктивный порядок: состоит из частей несущих (стен, колонн, пилонов) и несомых (плоских и сводчатых перекрытий). Важнейшим достижением древнегреческой архитектуры являлось изобретение архитектурного ордера .

Архитектурный ордер – определенное сочетание несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции (т.е. на колонны и стены горизонтально укладывались каменные балки), их структура и художественная обработка. Архитектурный ордер слагается из двух элементов – колонна и антаблемент.

Колонна состоит из трех частей – базы, ствола и капители . База представляет собой круглое основание, на которое колона опирается. Ствол колонны может иметь вертикальные желобки – каннелюры . Они придают колонне стройность, оживляют ее ствол светотенями. Венчает колонну фигурная капитель (с латинского – «головка»). Таким образом, античная колонна как бы состоит из головы, туловища и ног и ассоциировалась у греков с человеческим телом. Нередко скульптуры, изображающие людей – атланты и кариатиды – заменяли колонны.

Антаблемент, как и колонна, состоит из трех частей – архитрав, фриз и карниз. Архитрав представляет собой балку, которая покоится на капителях колонн или стене. Над архитравом тянется фриз . Часто снаружи для украшения здания его покрывают скульптурными рельефами. Венчает антаблемент выступающий карниз . Выше антаблемента по торцам здания располагается фронтон , образуемый карнизом и двумя скатами крыш. Именно из фасада древнегреческих храмов с колоннами, антаблементом и венчающим их фронтоном вырос портик – важнейшая часть любого здания эпохи классицизма.

В древнегреческой архитектуре существовало три типа архитектурного ордера :

дорический ордер (сложился в 7-6 вв. до н.э.)

ионический ордер (сложился в 5 в. до н.э.)

коринфский ордер (сложился в конце 5 в. до н.э.)

Отличительным признаком того или иного архитектурного ордера является тип колонны. Дорическая колонна – мощная, коренастая, с широкими каннелюрами. Она не имеет базы, да и капитель предельно проста: квадратная плита (абака) и подпирающая ее круглая подушка (эхин). В сознании древних греков дорическая колонна ассоциировалась с мужским телом атлета.

Ионическая колонна , напротив, сравнима с женской фигурой. Ствол ее тоньше, чем у дорической колонны, она изящна, стройна. Ионическая колонна покоится на высокой базе, а ее капитель имеет четыре красивых завитка – валюты.

Самая же нарядная из греческих колонн – коринфская с великолепной капителью, покрытой растительным орнаментом. Она у греков ассоциировалась с молодой девушкой.

Основные архитектурные стили мировой архитектуры

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (от латинского – «римский») – архитектурный стиль в Западной Европе в 10-13 вв., отличающийся простотой, строгостью, массивностью архитектурных форм.

Романская архитектура представлена памятниками как религиозного назначения – монастыри, церкви, так и светского – замки.

Романские церкви должны были вмещать большое количество людей, желавших принять участие в богослужении, поэтому размеры церквей увеличились, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. Именно в романской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные здания, целиком выстроенные из камня.

Романские замки также стали каменными и превратились в неприступные крепости. В центре замка находилась каменная башня – донжон. На первом этаже находились кладовые, на втором – комнаты хозяина замка, над ними – помещения для слуг и охраны, в подвале – тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им входные ворота.

По принципу защищенной крепости строили и первые города , окруженные стенами и рвами.

Основной признак романской архитектуры – обороноспособность. Для неё характерны: цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные и толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей и скульптурный орнамент. Внешний вид здания отличали простота, величавость и строгость, которые дополняли суровость, а иногда и мрачность.

В скульптуре, украшавшей фасады зданий, во фресковой живописи интерьеров преобладали религиозная догматичность и условность трактовки фигур.

В 13 в. романский стиль был вытеснен готикой.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (ГОТИКА) (от названия германского племени готов) – архитектурный стиль Западной Европы в 13-16 вв., пришедший на смену романскому, который характеризуется подчинением архитектурных форм вертикальному ритму, стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей.

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу 12 в. стали не монастыри, а города. Здесь располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри, университеты.

Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором. Над ратушей возвышалась башня – символ свободы города.

Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих – конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость зда­ния. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической – от верного распределения сил тяжести. Готическая конструкция включает три главных элемента: 1) свод на нервюрах (арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода) стрельчатой формы; 2) система так называемых аркбутанов ; 3) мощные контрфорсы . Таким образом, если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружные каменные полуарки, передающие распор свода главного нефа конрфорсам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутренне пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Использование витражей открывало свободный доступ света внутрь помещения. Данное обстоятельство было чрезвычайно важ­ным для христианства, ибо оно придает свету божественное и мистическое значение. Цветные витражи вызывают волную­щую игру окрашенного света в интерьере готических соборов.

Если романская церковь тяжеловесная и приземиста, то готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с использованием в готической архитектуре новой конструкции сводов (о чем говорилось выше), а также башен с остроконечными шпилями и богатого декоративного оформления. Наряду с витражами готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому добавлялась искусная церковная утварь собора, прекрасные изделия при­кладного искусства. Все это превращало готический собор в место подлинного синтеза всех видов и жанров искусства.

Колыбелью готики стала Франция.Здесь она родилась во второй половине 12 в. и затем три столетия развивалась по пути все большей легкости и декоративности. В 13 в. она достигала настоящего расцвета. В 14 в. усиление декора­тивности идет главным образом за счет ясности и четкости конструктивного начала, что приводит к появлению «лучистого» готического стиля. 15-е столетие рождает «пламе­неющую» готику, названную так по той причине, что некото­рые декоративные мотивы напоминают языки пламени.

Таблица «Сравнение романского и готического архитектурных стилей»

Оцените статью
Добавить комментарий