Из чего сделать дорожки на даче

строймост46.рф

Как правило, на новом дачном участке еще нет хороших дорожек, мы просто утаптываем в определённом направлении траву. Со временем вокруг этих естественных тропинок появляются зелёные насаждения, а вместе с растениями понемногу растут и необходимые нам для жизни на даче хозяйственные постройки, дом, баня – участок преображается…

И однажды наступает момент, когда нам уже не хочется даже в небольшой дождь ходить по вытоптанной траве, скользя по грязи. Ну, разве не стоит, наконец, построить удобную, сухую дорожку, которая будет возвышаться над землёй и радовать нас? Конечно, стоит!


Дорожка на даче

Сделать такую дорожку своими руками совсем не сложно. Для начала можно пройтись по соседним улицам и посмотреть, что у кого служит в качестве дорожек и тропинок. Ну, а затем сопоставить свои желания с возможностями.

Некоторые способы изготовления дорожек на даче

1. Самый недорогой способ

Дорожка, в качестве которой служит бетонная смесь, залитая между предварительно установленной деревянной опалубкой. Такая дорожка, как правило, получается относительно цельной и ровной, особенно если сразу заказать грузовик-миксер и обязательно пригласить в качестве помощников нескольких друзей или соседей, заготовив на вечер пару-тройку кило шашлыка в качестве благодарности. В этом случае на основную работу уйдет всего несколько часов, но внешний вид дорожки, конечно, будет неприметным.


Самая простая дорожка не требует много вложений

Однако качество бетонной смеси должно быть высоким, иначе через некоторое время массивная дорожка может начать трескаться и рассыпаться, и ремонтировать ее придётся постоянно.


Результат недобросовестной работы

Можно сэкономить в цене (но не во времени), самому изготавливая смесь с помощью небольшого бетонного миксера. Если же тратить деньги на миксер, который после изготовления дорожки будет простаивать, нецелесообразно, тогда смесь можно мешать вручную в корыте или другой подходящей ёмкости.

В этом случае на дорожку вы потратите уже несколько выходных, полностью отдавая всё время изготовлению бетонной смеси, но будете уверены в её качестве. Однако в разных местах дорожки со временем всё равно могут появиться трещины, так как изготавливалась она частями.


Дорожка из бетона

Во избежание этого нужно делать качественную связку разных участков дорожки с помощью армирующей основы в виде кладочной сетки и т. п. Кроме этого, для перехода на заливку следующего участка оставляют пологий скос.

2. Самый быстрый и ненадёжный способ

Дорожка из тротуарной (или иной) плитки, выложенной прямо на землю или небольшое количество бетонной смеси. В этом случае перед тем, как уложить тротуарную плитку, выравнивают место под укладку, к тому же оно должно быть жёстким.

Казалось бы, всё просто: купил плитку, подготовил место, уложил. Кто-то кладёт её на песочную «подушку», а кто-то, чтобы не напрягаться лишний раз, – прямо на землю. Плитка (обычно квадратная, толщиной 3 или 5 см, со сторонами 30 или 50 см) – довольно тяжёлая и должна бы оставаться на своём месте, но не тут-то было.


Плитка на земле

После первой же весны она может зарасти сорняками и разъехаться в разные стороны, заставив пожалеть о проделанной работе. Кроме того, плитка уже будет вся грязная, а делать и подправлять дорожку придётся заново.

Чтобы плитка лежала ровно, часто её кладут на бетонную смесь, что повышает качество изготовления дорожки. Стоимость такой работы возрастает, но, несмотря на это, дорожка при незначительной толщине бетонной основы также со временем может сдвигаться, так как весной земля по краям дорожки в местах, где она обрабатывается, будет проседать.


Через пару лет

Иногда бетонные мини-плиты (использованные) без рисунка размерами около 50х50х5 см можно обнаружить на старых заброшенных стоянках, свалах земельного грунта и т. д. Некоторые дачники с удовольствием используют их на своих участках именно для этого варианта изготовления дорожек, не сильно переживая по поводу эстетического вида, ведь стоимость такой дорожки стремится к нулю.

3. Самый долгий, затратный, но и самый качественный способ

Дорожка из тротуарной плитки, ограниченная справа и слева предварительно установленными на бетонную смесь бордюрами. Такая дорожка долговечная и имеет красивый внешний вид, ровные границы, практически всегда она чистая и сухая. При изготовлении такой дорожки нужно приобрести не только плитку, но и бордюры, а кроме этого для подложки под плитку или брусчатку требуется значительное количество песка и геотекстиль на всю длину дорожки.


Дорожка с бордюрами

Но и здесь стоит быть внимательным и покупать стройматериалы только у надёжных продавцов. Если слепо надеяться на честность, то через несколько лет якобы качественная плитка и бордюры частично или полностью могут прийти в негодность.


Сюрприз с отсрочкой

Также для такой дорожки всё равно придётся использовать бетонную смесь, чтобы качественно установить бордюры. Если этого не сделать, а поставить их, просто заглубив в землю с последующей утрамбовкой грунта вокруг, то через некоторое время бордюры всё равно разъедутся в разные стороны. Переделывать в этом случае дорожку выйдет ещё дольше, чем делать с нуля.

Ещё один подводный камень заключается в том, что доверяя изготовление дорожки другим людям, желательно всё же контролировать все процессы – от подготовки основы до укладки плитки или брусчатки, иначе вам всё равно придётся делать дорожку самому.


Результат некачественной подготовки подложки под брусчатку

Выводы и предпочтения

Проанализировав все возможные варианты, я выбрал для себя третий способ изготовления дорожки на даче, но немного изменённый (бордюры было решено изготовить самостоятельно) в целях значительной экономии средств.


Бордюр можно сделать самостоятельно

В итоге на даче у меня появилась красивая и качественная основная центральная дорожка длиной более 40 м и шириной 80 см, по которой очень удобно ходить, так как она высокая, широкая и всегда чистая. Сделать своими силами её сможет каждый, поэтому перечислим, что для этого нужно иметь в наличии.

Что понадобилось

  • необходимое количество тротуарной плитки 30х30х3 см для двух рядов;
  • 7–8 мешков цемента по 50 кг;
  • щебень мелкой фракции;
  • карьерный песок;
  • битый кирпич в качестве дополнительного наполнителя;
  • обрезки кладочной сетки для связки бордюра;
  • старые доски и колья для крепления опалубки;
  • шуруповёрт и саморезы;
  • геотекстиль;
  • мастерок и кисточка;
  • уровень и рулетка;
  • болгарка с кругом по камню и молоток;
  • 2 ведра и тачка для цемента, воды и песка;
  • крыша от автомобиля;
  • моток верёвки 100 м;
  • штыковая лопата для копания;
  • мотыга для изготовления смеси;
  • совковая лопата для переноски.

Красивая дорожка на даче своими руками

А теперь подробнее остановимся на основных этапах её изготовления.

1. Этап обозначения границ

С помощью верёвки и колышков обозначаем границы будущей дорожки. Желательно всю дорожку обозначить сразу, так как это упрощает проверку ширины во время выкапывания траншеи под бордюр и гарантирует его прямолинейность по всей длине. Стороны плитки обязательно измеряем (в моём случае размеры оказались 30,3 см вместо 30 см, указанных в каталоге), иначе потом она может не поместиться между бордюрами.


Точные замеры гарантируют ровную заливку

Расстояние между внутренними стенками бордюров считаем с запасом (как две ширины плитки плюс 3х0,5 см на промежуточные швы), то есть 30,3+30,3+1,5=62,1 см. Принимаем с запасом – 62,5 см. Затем прибавляем две запланированные ширины бордюра – получаем итоговое расстояние между наружными краями бордюров. В моём случае это 62,5+10+10=82,5 см. Натягиваем две верёвки на этом расстоянии друг от друга и в 5 см над землёй, а затем лопатой надрезаем землю под верёвкой по всей длине участка.

Для обозначения границы внутренних стен бордюра особой точности на данном этапе не требуется, так как это расстояние потом будет учтено при сборе центральной опалубки под заливку бордюра. Поэтому отмеряем от наружной границы ширину бордюра с запасом примерно 5 см (под установку внутренних досок опалубки), затем надрезаем и вынимаем землю из траншей по всей длине будущей дорожки. Стенки обрезаем вертикально, а дно траншей выравниваем горизонтально, убирая лишнюю землю. Глубина траншей – примерно 10 см.

2. Этап установки опалубки

При сборке опалубки особенно важно закрепить её с помощью перемычек и саморезов так, чтобы расстояние между внутренними стенками бордюров после заливки бетона соответствовало посчитанному ранее.


Установка опалубки

Устанавливаем центральную часть опалубки в траншеи по центру дорожки (запас ширины выкопанных траншей позволяет не упираться в их края), после этого закрепляем опалубку наружных стенок бордюра (её можно ставить прямо на край траншей) с помощью кольев снаружи и перемычек внутри. Между собой доски опалубки для обеспечения прямолинейности дополнительно скрепляем рейками.

С помощью уровня обеспечиваем горизонтальное положение центральной опалубки по ширине, подкладывая под неё, где требуется, небольшие камни или палочки. Ясно, что по длине дорожка может идти то выше, то ниже, в зависимости от уклона определённого участка. Наружная опалубка может быть выше внутренней, особого значения при заливке это не имеет.


Опалубка на трети длины участка

Необязательно ставить опалубку сразу для всей дорожки. Это усложнит подход к траншеям при заливке, да и вряд ли найдётся столько свободного дерева, которое не жалко будет испачкать цементом. После заливки части дорожки, через неделю опалубку можно будет частично разобрать и перенести на новое место.

3. Этап заливки бордюров

На этом этапе для изготовления бетонной смеси можно использовать или миксер (о целесообразности покупки которого говорилось ранее), или мешать раствор вручную. Для меня, с моим опытом заливки фундаментов под дом и баню, второй вариант оказался предпочтительнее, поэтому пришлось вновь достать крышу от автомобиля и взяться за дело.


Верный помощник

Для бетонной смеси применялась пропорция: 1 ведро цемента на 3 ведра песка и 4 ведра щебня, воды уходило чуть больше полутора ведер. С помощью лопаты раствор помещается в траншеи и палкой утрамбовывается, чтобы в нём не оставалось пустот. Сверху раствор выравнивается мастерком (удобнее использовать прямоугольный) вровень с центральной опалубкой.


В процессе работы

Для экономии в раствор можно помещать битый кирпич, предварительно подержав его в ведре с водой для лучшего сцепления. Нарезанная кладочная сетка усилит бордюр по длине и обеспечит отсутствие трещин в местах стыков с новым участком, если в процессе заливки возникает длительный перерыв. Также для этого край бордюра оставляют ступенчатым (пологим).


Тщательный замер — ровный бордюр

Траву в центре дорожки на этом этапе можно не убирать, а вот из траншей перед заливкой её нужно извлечь.

4. Этап изготовления подложки под плитку

Так как дорожка возвышается над землёй (высоту каждый выбирает сам), перед правильной укладкой плитки необходимо подготовить подложку, в качестве которой используется слой геотекстиля и песочная «подушка». Геотекстиль укладывается для того, чтобы трава со временем не прорастала через плиточные швы дорожки, а песок обеспечивает ровное положение рядов плитки по её центру. Желательно, чтобы песок был влажным.


Подложка под плитку

Перед этим срезаем неровности на земле и теперь уже удаляем всю крупную растительность из пространства между бордюрами, мелкую траву можно не трогать. Укладываем небольшой слой песка, заполняя им и оставшиеся у бордюра части траншей после снятия опалубки. Затем разворачиваем геотекстиль (предварительно нарезанный по ширине, с запасом на края по 5 см) и засыпаем сверху песком, оставляя расстояние до верхнего края бордюра, равное толщине плитки минус 0,5–1см.

Сразу всю дорожку заполнять песком необязательно, делать это можно по мере укладки нескольких рядов плитки. Перед укладкой можно пройтись по песку небольшим ручным катком для получения лучшей плотности.

5. Этап укладки плитки

С помощью мастерка предварительно разравниваем и утрамбовываем песок, чуть приподнимая центральную часть дорожки над краями.


Укладывать плитку долго, но не сложно

Укладываем на песок плитку, периодически меняя (поворачивая) рисунок для разнообразия. Часто приходится добавлять или убирать некоторое количество песка, так как бывает, что толщина плитки отличается по углам или всей площади на несколько миллиметров от заявленной. Неровности на краях плитки осторожно сбиваем молотком.


Меняем положение рисунка при укладке

После укладки на плитку оказываем небольшое давление (можно по ней пройтись, попрыгать), чтобы она окончательно заняла своё место на песке, а все ряды гарантированно лежали ровно. Не стоит бояться её испачкать – всё потом отмоется из шланга. Не забываем следить за геотекстилем, чтобы не забыть вовремя расстелить новый рулон.

А для того, чтобы дорожка получилась красивее, цвет плитки можно периодически (но не часто) чередовать рядами или единичными вставками.


Через определенное количество рядов делаем вставки другого цвета

Там, где предусмотрены повороты дорожки, под нужный размер плитку пилим болгаркой, чтобы поворот получился красивым.


Тротуарная плитка легко пилится

6. Заключительный этап

После того, как вся плитка будет уложена, просыпаем швы песком или сухой смесью песка и цемента, с помощью кисточки заполняя пустоты, а лишний песок удаляем, сметая той же кисточкой или ополаскивая водой. Существует множество мнений, чем заполнять швы – рекомендуют также песчано-гравийную смесь, оставшуюся после переработки щебня и т. д.

Излишний бетон на бордюрах в местах стыков спиливаем болгаркой. Бордюр с наружной стороны присыпаем землёй, где нужно.


Выравниваем наружную стенку бордюров

Всё! Срочно пропалываем заросший во время работы участок и жарим шашлыки.

Хороший результат – путь к новым желаниям

Теперь, когда дорожка готова, и уже выпал первый снег, можно спокойно ходить по ней в сапогах, забыв о грязи и тех неудобствах, что были раньше. В новый сезон – со спокойной душой и новым приобретением!


В конце октября

Как видим, всё можно сделать своими силами. А уж если начало положено, то в следующем году пора бы задуматься и о хорошей двустворчатой калитке.


Как же теперь без калитки

Ну, и о воротах для автомобиля… И.

  • Читайте все комментарии с начала:
  • 1
  • 2

Самое главное, чтобы вам нравилось свое окружение. Да и мостики разные бывают, но как всегда, хочется своего. У меня тоже с извилистыми не получилось, но где-то ближе к природному рядом.

у меня основные дорожки из камня-известняка, а плитка лежит у входа парадного и на детской площадке и на площадке отдыха

рядом с прудиком пошаговая дорожка, без бордюра, в траве.

здесь хорошо видно пошаговую, плитка — след

вот она на момент укладки

а здесь прудик с мостиком

Вот именно такие, пошаговые, у меня. Не люблю сплошное мощение.

Плитку изготавливал сам.

Здравствуйте! Формы покупал пластиковые 10 шт.по 130 руб. 30030030мм., и 4 формы для поребрика. Цемент М 500 1 к 3, песок речной, мелкий щебень, пластификатор. Изготовил вибростол на одну форму, бетономешалка на 2 ведра. При выезде на дачу, в один из выходных, изготавливал по 10 плиток и по 4 поребрика. Время на это уходило по 2,5 часа. Когда часть плитки была изготовлена, начал делать дорожку. Сначала установил поребрики на раствор и укрепил их с внешних сторон, затем между поребриками засыпал слой песка, утрамбовал. После чего залил стяжку толщиной примерно см.12., с тем расчетом, чтобы на эту стяжку уложить плитку на раствор 1-2см. На даче валялась старая рабица, я её попилил и уложил при заливке стяжки. Было примерно так: в субботу залил стяжку между поребриками, а в воскресенье утром уложил плитку на раствор, затем швы между плитками и поребриками затирал раствором 1к2 полусухим.

Спасибо, Константин, всё информативно… Я тоже между делом плитку лью, правда, формы простые шестигранки, друг одолжил, надо за зиму прикупить формы, пластификатор, ну и с пигментами попробовать…

мой вибростол

пробная партия.

Для желающих немного отдохнуть и почитать шуточный экспромт-рассказ, представляется…

Уважаемые читатели, ответа на мой вопрос, к сожалению, от автора комментария выше так и не последовало, поэтому есть большие сомнения, а была ли предлагаемая им дорожка изготовлена вообще, или, как говорится, «слышал звон. », т.к. регистрация и единственный комментарий, как правило, в большинстве случаев означают обычный спам, непонятно для чего написанный. Так вот, в выходные я произвёл простой математический расчет того, что предложил вам автор комментария выше сделать для изготовления дорожки. И результат говорит о том, что именно он и предлагает вам то, как не надо делать дорожку на даче Далее расчет произведен для дорожки с моими параметрами: 80см ширина и 42м длина. И, так как я люблю писать рассказы, то добавим и здесь немного красок для более интересного прочтения

1. Итак, вам предлагают на даче (На ДАЧЕ, а не вокруг лунного модуля астронавтов на Луне и не на подходе к египетским пирамидам ) для изготовления дорожки сделать выборку грунта МИНИМУМ 50 см. Раз уж написано МИНИМУМ 50см, то возьмём для расчетов ближайшие 60 см, заметьте, даже не 70. Далее предполагается, что обычный дачник, я ли это или пенсионер, берет лопату и извлекает на свет Божий грунт объемом, вы только вдумайтесь! — 0,8м ширина х 0,6м глубина х 42м длина = 20,16 кубических метров. Чернозем весит примерно 1,45тонны/кубометр, а суглинок, который часто начинается с 30-40см в глубину, весит 2,71тонны/кубометр, поэтому для упрощения осредняем и берем значение 2тонны/кубометр. Т.е. вам предлагают для изготовления дорожки вырыть ров и выбросить на поверхность грунт массой 40 тонн (столько же весит облегченный танк). Уже представляю этот процесс в реальности. Дружно, все дачники на массиве роют рвы.

2. Вы, например, фанат копания глубоких траншей и всё же решили нанять бригаду землекопов, которые не занимаются благотворительностью и возьмут с вас за работу тысяч 25-30 рублей, так как яму под фундамент дома на дачном массиве они готовы выкопать за 10-15 тысяч, а она для дома, к примеру, размерами 6х6м, по объему будет в 2 раза меньше. Вы задумываетесь и начинаете сомневаться, но не переживайте, ведь есть выход — смотри пункт 3…

3. Если вы ладите с животными, то можно съэкономить на землекопах и попробовать приручить и выдрессировать небольшую колонию добродушных кротов. При диаметре среднего крота 7см, площадь его поперечного сечения составит 3,14х0,035х0,035=0,00385 кв. м. А площадь сечения рва, который вам нужно выкопать, равна 0,6х0,8=0,48 кв. м. Таким образом, вам необходимо приручить стайку кротов в количестве 0,48/0,00385 = 125 особей. После того, как они выкопают вам ров, из гуманных соображений можно раздать им в узелках вкусняшки и отпустить домой.

4. Теперь вам нужно куда-то деть этот объем грунта 20 м3, а для простоты восприятия, представьте — это столб 2 м на 2 м в длину и ширину и 5м высотой. И вся эта земля лежит у вас по обе стороны рва, засыпав всё, что только можно. Из 8 соток дачи вряд ли вы найдете столько места для засыпки, ведь клубнику, деревья и другие насаждения вы заваливать не будете, вокруг дома и бани тоже, иначе отмостка окажется ниже уровня земли. Остается около 1-1,5 соток под огород. Плюс глину и суглинок всё равно придется убирать. Выход — вывезти всю землю за забор и сложить в огромную аккуратную пирамиду пятиметровой высоты со сторонами основания 2 на 4 м. Зимой можно будет полить её сверху выпавшего снега водой и сделать ледянку для детишек.

5.

6. Но и это ещё не всё, самое ужасное впереди Ведь теперь вам предстоит засыпать в ров мелкий дорогой щебень, а именно те же самые 20 кубометров. Открываю интернет и смотрю — 1 м3 гравийного щебня фракции 5х20 стоит 2360р. Если заказать сразу 20 м3, то получаем скидку и обходимся суммой в 36000р. Правда не ясно, входит ли туда доставка, ведь дачи могут находиться и очень далеко. И всё это только для подушки под дорожку, так как есть еще рабочая часть дорожки, которая должна возвышаться над землёй. А там и бордюры, и цементно-песочная смесь, и плитка… Итак, Камаз грузоподъемностью 15 тонн способен привезти вам в среднем около 10 тонн щебня из-за ограничения объема кузова, значит дачнику предлагается купить и высыпать в земляной ров 2 таких Камаза мелкого щебня. 2 Камаза. Для дорожки. На даче. Ведь статья же про изготовление дорожки на даче. А вот про что был рассматриваемый комментарий, непонятно Гравийный щебень весит 1,35тонны/кубометр. То есть теперь вам предстоит перекидать в ров 27 тонн щебня. Ну, или снести забор и высыпать его туда прямо из грузовиков, которые переломают вам все постройки и насаждения. Но вариант же Уже представляю, как дачники выстроились в очедедь и уже звонят, заказывают по 2 Камаза щебня, чтобы затрамбовать его в землю для дорожки.

6. Кстати, очень удобно будет извлеченные из рва 40 тонн земли как раз закидать лопатками в эти же Камазы (за пару суток закидают), таким образом, за два рейса они вывезут ненужный грунт в места бесплатной приёмки грунта. Это ещё 20 тысяч землекопам и 10 тыс. водителям, тут уж кроты не помогут.

7. Думаю, на этом уже и хватит. Эх, надо было всё-таки написать полноценный рассказ с рисунками, в масштабе, учитывающем все пропорции. Ну, да ладно.

8. Ну, и пункт восьмой. Жаль время терять на подобные расчеты, а смайлика «спам», к сожалению, на комментарий не поставишь. Поэтому в будущем комментарии такого порядка я буду оставлять без ответа. Я пишу о личном опыте и о реальном воплощении чего-то в жизнь, а не о том, «как надо и как не надо». Дело здесь вовсе и не в дорожке. Естественно, разным людям нравятся разные машины, разные дома, бани, дорожки, и это замечательно, т.к. есть из чего выбрать. И каждый человек имеет право на самовыражение в комментариях, жаль только, что часто, кроме приведения читателей в заблуждение, они несут в себе мало что, приближённое к реальности. Хотя, может быть, произошла ошибка, и комментарий улетел не туда, а на самом деле действительно предназначался обсуждающим постройку лунного модуля… Всем удачи и благополучия.

Оцените статью
Добавить комментарий